Куда же в сказках без любви? Как и в жизни.
Один из частых запросов, с которым люди обращаются на психологические консультации — это сложности во взаимоотношениях с противоположным полом. Кто-то не может встретить и выбрать подходящего партнера, у кого-то не получается построить долгосрочные отношения, кто-то несчастлив в существующих. При этом, если попросить рассказать клиента о том, какими были истории его отношений, часто получается, что они сталкиваются с одним и тем же или с парой чередующихся сценариев.
Даже если мы хорошо представляем, кто нам нужен для счастливых отношений, всегда есть неосознанная часть, которая помогает нам сделать тот или иной выбор. Этому способствуют наши установки и убеждения, образы отношений, принятые в детстве. Чем более здоровая программа существует в нашем подсознании, тем проще нам найти себе пару и построить гармоничный союз. Но если в этих программах много негативных или нереалистичных установок, это усложняет задачу. Например, в паре мы воспроизводим незавершенные отношения с родителями, проживаем детские травмы, выполняем ожидания значимых взрослых.
Модели поведения, которые мы берем во взрослую жизнь, формируются не только из наблюдения за ближайшим окружением, но и в результате усвоения образов из сказок, мультфильмов, литературы. Сказки являются нашим наследием, объединяющим и передающим опыт предков. В сказках, кроме представлений о добре и зле, мы находим ключи к разным жизненным аспектам, в том числе - поиску и выбору партнеров, построению отношений. Они дополняют наш неосознаваемый жизненный сценарий.
Цель сказки – дать нам правильное представление о жизни. Но иногда мы как бы «выхватываем» отрывочную информацию и принимаем ее без общего контекста. Мы сравниваем «сказочную» историю с тем, что видим вокруг себя в жизни и формируем свое представление о том, как надо и как не надо – действовать, думать, чувствовать. И потом ориентируемся на заданный сценарий. Плюс стоит отметить, что мир вокруг сильно изменился, и некоторые шаблоны поведения могут скорее мешать, чем помогать нам быть счастливыми.
Работа через сказкотерапию здесь приходится как нельзя кстати. Обращаясь к образному описанию, психика легче обходит пласт привычных представлений о себе и о мире, помогает объединить сознательное и бессознательное, дать выход тому, что происходит внутри. Работая со сказкой, мы не только определяем принятую нами модель поведения и выводим ее на уровень осознания, но можем по-новому оценить ее и мягко трансформировать.
Так какая она, сказочная любовь?
Обычно – неземная! Чистая, светлая, постоянная. Они увидели друг друга и влюбились с первого взгляда. И жили потом долго и счастливо, и умерли в один день. Интересно, что сказки обычно больше рассказывают нам про путь к этой любви, преодоление сложностей на этом пути. А дальше – загадка и ваша фантазия.
Любовь в сказках покоряет как мужские, так и женские сердца. Но все же в сказках прослеживается отпечаток патриархального общества. Чаще они намекают, что главная мужская задача – это обретение уважения, власти и признания за счет проявления силы и мудрости. А главная женская задача – создание семьи. Именно эти достижения являются знаком перехода героев во взрослую жизнь, достижением цели. Мужским персонажам часто любовь достается вместе или в дополнение к богатству и славе («жена-красавица и пол царства в придачу»). Если говорить о «негативных» мужских любовных сценариях, то в основном это злые цари, придворные, кощеи или колдуны, которые силой пытаются получить любовь юных красавиц. Также частый сценарий, но уже для более зрелых персонажей - это «старики», которые находятся в тени своих властных жен (старик в «Сказке о рыбаке и рыбке», отец Золушки, отец Настеньки из сказки «Морозко» и пр.).
Женские же образы на этапе выбора «второй половинки» чуть более разнообразны. И хоть все героини учат нас чему-то хорошему, в рамках отношений некоторые сюжеты являются довольно «провальными».
Рассмотрим для примера несколько женских образов и «любовных сценариев» из популярных сказок.
Золушка
Золушка является олицетворением любви и прощения. Заботится о близких, трудолюбивая, мягкосердечная, романтичная. Понравилась принцу изяществом, добротой и кротостью. По факту - не прилагала к этому никаких усилий. Потеря и нахождение туфельки – счастливая случайность. С принцем практически не общалась, при этом радостно выходит за него замуж. Что в реальности? Вариант первый - клиентки с таким сценарием рискует остаться без принца. Функция добытчика сейчас становится все менее значимой, а значит – охотников гоняться за «Золушкой» становится все меньше. Вариант второй – будет искать мужчину, ориентируясь на его статус и материальное положение (принц), будет ждать от него спасения и покровительства, и это будет важнее, чем его внутренний мир. Скорее всего, окажется в подчиненном положении. Будет ли она счастлива?
Белоснежка / Мертвая царевна и богатыри
Отличалась своей красотой и добротой. С детства ее наряжали, лелеяли, любили. Столкнувшись же с трудностями, сразу растерялась. Белоснежка не несет ответственности за свою жизнь, беспомощна, все время полагается на волю случая, причитает. Находится постоянно в жертвенной роли. Сбежав к гномам, она не справляется со сложностями, попадает в нелепые истории, потому что не борется. Рассчитывает только на то, что ее спасут. В итоге – засыпает «беспробудным сном». Разбудил ее молодой принц, влюбился в красоту, и девушка тоже сразу полюбила принца. До этого ее оберегали гномы/богатыри, на которых она не обращала внимания как на мужчин. Возможно, стоит больше находиться в реальности, не полагаться только на внешний вид и узнавать побольше об окружающих людях?
Русалочка / Ариэль
Веселая, милая, жизнерадостная, любопытная, мечтательная. Росла в окружении отца и сестер, ей не хватало материнской любви. И, видимо, хотелось получить эту любовь от партнера. Спасла мужчину и влюбилась в него на основании своих фантазий. Принц этого не оценил должным образом, но Русалочка все же решила пожертвовать собой, чтобы быть с любимым. Готова была быть какой угодно, только чтобы быть вместе с ним. Она молчит о своих потребностях, отдает себя другим, забывая о собственной безопасности и счастье. Пытается всеми силами быть удобной. Возможно, стоит вернуться в реальность и оценить происходящее? Выбрать себя?
Красавица и Чудовище / Настенька из «Аленького цветочка»
Символ доброты и принятия, прощения чужих изъянов. Терпеливая, смелая, хозяйственная. Вызывается выручить из беды любимого отца, жертвуя собой. Своей любовью спасает Чудовище и помогает ему стать прекрасным принцем. В жизни – часто попадает в созависимые отношения, терпит грубость, невнимательность, агрессивность. Считает, что может все изменить только своей любовью. Выход – разделять свою и чужую ответственность, не заниматься попустительством и самообманом.
Это лишь некоторые примеры, каждый из них можно разбирать более подробно. При этом, если использовать сказкотерапию в работе с клиентами, очень важно оценивать их индивидуальное видение и смыслы.
Так, на сессии с клиенткой, у которой есть сложности в построении отношений, мы обратились к сказочным образам. Я спросила, какую сказку она любила в детстве и с кем из героинь она себя ассоциирует. Клиентка поделилась, что всегда любила сказку «Красавица и Чудовище». Задумавшись, она отметила, что ее история любви очень похожа на эту – она закрывает глаза на сомнительные качества и поведение партнера, старается видеть в нем самое лучшее, до последнего верит, что он изменится, если она приложит для этого усилия. Также клиентка отметила, что этот сценарий она наблюдала и в других своих отношениях.
Мы договорились, что клиентка перечитает сказку и расскажет о своих открытиях и эмоциях. На следующей сессии она предоставила перечень своих «вопросов» к сказке, поделилась своими размышлениями и чувствами:
Что за странный запрос на «самый лучший цветок»? Сама она знала, какой он, самый лучший? Как отец должен был это понять? Могла просто попросить нормальный подарок, конкретно сказать, что ей нужно! Проблем было бы меньше. Стыдно было лишнего попросить?
Отец сорвал цветок в чужом саду без спроса, поступил не честно. Почему за этот поступок должна отвечать нежная хрупкая девушка? Он сам не мог это решить? Там еще и братья были. Почему они сами не разобрались с ситуацией? Отец еще и взял сундук сокровищ при условии, что пришлет взамен кого-то из своих детей. Это несправедливо!
Почему Красавица решила, что она во всем виновата и что она должна теперь за это отвечать? Ехать в незнакомый замок в заключение к Чудовищу. Почему она не отстаивала свое право на счастливую жизнь?
Чудовище заперло ее в замке, а Красавица пыталась рассмотреть в нем что-то хорошее. Нашла в Чудовище доброту и благородство. Разве благородно держать взаперти человека? Из-за какого-то цветка? Закрыла глаза на все вместо того, чтобы бороться? Почему? Замок был красивый? Подарки щедрые? Она думала, что это все компенсирует?
Еще и скучала по Чудовищу, когда уехала от него к родным. А потом еще из-за жалости пообещала замуж за него выйти.
В процессе совместного обсуждения этих вопросов у клиентки поднялось еще больше эмоций, были сделаны дополнительные открытия. И здесь важно не литературное соответствие сюжету, а то, каким он видится клиенту в настоящий момент.
Я предложила клиентке изменить сказку таким образом, чтобы она теперь стала ей нравится. Мы действовали по принципу – возможно все. Что интересно - несколько вариантов получились совсем без участия Красавицы.
В первом отец купил ей на рынке пару кустов вьющихся роз, и Красавица была очень счастлива, ведь она любила ухаживать за цветами, и они долго цвели и радовали ее.
Во втором варианте отец добрался до розы, сорвал ее, спокойно приехал домой и подарил цветок дочке.
В третьем варианте отец все же встретил Чудовище, приехал домой с цветком, поговорил с сыновьями. Вместе они уехали, ни о чем не рассказывая Красавице и ее сестрам. Приехали домой через неделю с сундуками золота.
Мы поговорили о том, что хорошо бы и Красавице поучаствовать в собственной жизни, получить из ситуации свой опыт. Тогда клиентка описала такой вариант:
«Отец приехал домой с цветком, поделился историей про Чудовище и рассказал об их уговоре. Красавица сказала ему в ответ: «Отец, отправлять кого-то из семьи в обмен на цветок – это неправильно. Ты же сам нас учил, что семья — это надежная опора. Даже если поеду я – вы себе потом это не простите, и жить счастливо уже не будете. Давайте попробуем что-нибудь другое придумать». И они устроили семейный совет. Так как они все же были честными и отзывчивыми людьми, они решили не нападать на Чудовище и не убивать его. Они решили, что лучше по-другому искупить свою ошибку, ведь они все же без спроса испортили сад незнакомца. Герои подумали, что хоть золота и драгоценностей у них сейчас нет, наверняка найдется что-то более дорогое. Они решили, что у них есть крепкая семья, уважение соседей, они умеют дружить, они гостеприимны, трудолюбивы, справедливы, надежны, что они умеют радоваться жизни. Что этого всего нет у Чудовища. И они решили предложить ему свою дружбу. Предположили, что это будет гораздо более ценно, чем отдавать Чудовищу кого-то одного. Они взяли угощения и росток красивого цветка из своего сада - они был проще розы, но зато цвел весь год и обладал чудесным ароматом. Они пришли к Чудовищу с визитом, смело озвучили свое предложение, посадили новый цветок в саду, предложили свою дружбу. Сказали, что Чудовище может приезжать к ним в гости на праздники. Чудовище было растрогано, но скрыло это, потому что было Чудовищем. Оно зарычало на гостей, сказало, что ему довольно нового цветка, и чтобы они убирались прочь и больше не появлялись в его владениях.
Чудовище не хотело показывать, как нуждалось в таких друзьях и поддержке. Семья ушла домой. Красавица была очень счастлива, что все обошлось. Она была в приподнятом настроении и решила сходить на городское гуляние. Там она познакомилась с хорошим парнем, они стали дружить, им становилось все интереснее друг с другом, они влюбились и в итоге решили пожениться. А в сердце Чудовища начало прорастать доброе зерно. Оно увидело, как можно относиться к другим людям - с уважением, любовью, доверием. Постепенно Чудовище становилось все честнее, справедливее, сдержаннее. И образ Чудовища стал рассеиваться. Возможно даже, что Чудовище снова стало принцем. Но мы об этом уже не узнаем и знать не хотим, потому что у Красавицы уже совсем другая, радостная история, и нет дела до Чудовищ».
Таким образом, в процессе работы клиентка прожила свои негативные переживания, увидела то, что ей мешало, перестроила сказку под себя, завершила историю эмоционально и образно.
Мы бессознательно пытаемся найти того, кто похож на избранника из нашей любимой сказки. Если вы уже заметили, что претворяете в жизнь грустную сказочную историю, знакомую с детства, тогда изменить ее концовку вам будет под силу. Напишите свою уникальную сказку, вложив в нее все то, что вам хочется внести в свою жизнь, в образ себя и в отношения с другими.
Один из частых запросов, с которым люди обращаются на психологические консультации — это сложности во взаимоотношениях с противоположным полом. Кто-то не может встретить и выбрать подходящего партнера, у кого-то не получается построить долгосрочные отношения, кто-то несчастлив в существующих. При этом, если попросить рассказать клиента о том, какими были истории его отношений, часто получается, что они сталкиваются с одним и тем же или с парой чередующихся сценариев.
Даже если мы хорошо представляем, кто нам нужен для счастливых отношений, всегда есть неосознанная часть, которая помогает нам сделать тот или иной выбор. Этому способствуют наши установки и убеждения, образы отношений, принятые в детстве. Чем более здоровая программа существует в нашем подсознании, тем проще нам найти себе пару и построить гармоничный союз. Но если в этих программах много негативных или нереалистичных установок, это усложняет задачу. Например, в паре мы воспроизводим незавершенные отношения с родителями, проживаем детские травмы, выполняем ожидания значимых взрослых.
Модели поведения, которые мы берем во взрослую жизнь, формируются не только из наблюдения за ближайшим окружением, но и в результате усвоения образов из сказок, мультфильмов, литературы. Сказки являются нашим наследием, объединяющим и передающим опыт предков. В сказках, кроме представлений о добре и зле, мы находим ключи к разным жизненным аспектам, в том числе - поиску и выбору партнеров, построению отношений. Они дополняют наш неосознаваемый жизненный сценарий.
Цель сказки – дать нам правильное представление о жизни. Но иногда мы как бы «выхватываем» отрывочную информацию и принимаем ее без общего контекста. Мы сравниваем «сказочную» историю с тем, что видим вокруг себя в жизни и формируем свое представление о том, как надо и как не надо – действовать, думать, чувствовать. И потом ориентируемся на заданный сценарий. Плюс стоит отметить, что мир вокруг сильно изменился, и некоторые шаблоны поведения могут скорее мешать, чем помогать нам быть счастливыми.
Работа через сказкотерапию здесь приходится как нельзя кстати. Обращаясь к образному описанию, психика легче обходит пласт привычных представлений о себе и о мире, помогает объединить сознательное и бессознательное, дать выход тому, что происходит внутри. Работая со сказкой, мы не только определяем принятую нами модель поведения и выводим ее на уровень осознания, но можем по-новому оценить ее и мягко трансформировать.
Так какая она, сказочная любовь?
Обычно – неземная! Чистая, светлая, постоянная. Они увидели друг друга и влюбились с первого взгляда. И жили потом долго и счастливо, и умерли в один день. Интересно, что сказки обычно больше рассказывают нам про путь к этой любви, преодоление сложностей на этом пути. А дальше – загадка и ваша фантазия.
Любовь в сказках покоряет как мужские, так и женские сердца. Но все же в сказках прослеживается отпечаток патриархального общества. Чаще они намекают, что главная мужская задача – это обретение уважения, власти и признания за счет проявления силы и мудрости. А главная женская задача – создание семьи. Именно эти достижения являются знаком перехода героев во взрослую жизнь, достижением цели. Мужским персонажам часто любовь достается вместе или в дополнение к богатству и славе («жена-красавица и пол царства в придачу»). Если говорить о «негативных» мужских любовных сценариях, то в основном это злые цари, придворные, кощеи или колдуны, которые силой пытаются получить любовь юных красавиц. Также частый сценарий, но уже для более зрелых персонажей - это «старики», которые находятся в тени своих властных жен (старик в «Сказке о рыбаке и рыбке», отец Золушки, отец Настеньки из сказки «Морозко» и пр.).
Женские же образы на этапе выбора «второй половинки» чуть более разнообразны. И хоть все героини учат нас чему-то хорошему, в рамках отношений некоторые сюжеты являются довольно «провальными».
Рассмотрим для примера несколько женских образов и «любовных сценариев» из популярных сказок.
Золушка
Золушка является олицетворением любви и прощения. Заботится о близких, трудолюбивая, мягкосердечная, романтичная. Понравилась принцу изяществом, добротой и кротостью. По факту - не прилагала к этому никаких усилий. Потеря и нахождение туфельки – счастливая случайность. С принцем практически не общалась, при этом радостно выходит за него замуж. Что в реальности? Вариант первый - клиентки с таким сценарием рискует остаться без принца. Функция добытчика сейчас становится все менее значимой, а значит – охотников гоняться за «Золушкой» становится все меньше. Вариант второй – будет искать мужчину, ориентируясь на его статус и материальное положение (принц), будет ждать от него спасения и покровительства, и это будет важнее, чем его внутренний мир. Скорее всего, окажется в подчиненном положении. Будет ли она счастлива?
Белоснежка / Мертвая царевна и богатыри
Отличалась своей красотой и добротой. С детства ее наряжали, лелеяли, любили. Столкнувшись же с трудностями, сразу растерялась. Белоснежка не несет ответственности за свою жизнь, беспомощна, все время полагается на волю случая, причитает. Находится постоянно в жертвенной роли. Сбежав к гномам, она не справляется со сложностями, попадает в нелепые истории, потому что не борется. Рассчитывает только на то, что ее спасут. В итоге – засыпает «беспробудным сном». Разбудил ее молодой принц, влюбился в красоту, и девушка тоже сразу полюбила принца. До этого ее оберегали гномы/богатыри, на которых она не обращала внимания как на мужчин. Возможно, стоит больше находиться в реальности, не полагаться только на внешний вид и узнавать побольше об окружающих людях?
Русалочка / Ариэль
Веселая, милая, жизнерадостная, любопытная, мечтательная. Росла в окружении отца и сестер, ей не хватало материнской любви. И, видимо, хотелось получить эту любовь от партнера. Спасла мужчину и влюбилась в него на основании своих фантазий. Принц этого не оценил должным образом, но Русалочка все же решила пожертвовать собой, чтобы быть с любимым. Готова была быть какой угодно, только чтобы быть вместе с ним. Она молчит о своих потребностях, отдает себя другим, забывая о собственной безопасности и счастье. Пытается всеми силами быть удобной. Возможно, стоит вернуться в реальность и оценить происходящее? Выбрать себя?
Красавица и Чудовище / Настенька из «Аленького цветочка»
Символ доброты и принятия, прощения чужих изъянов. Терпеливая, смелая, хозяйственная. Вызывается выручить из беды любимого отца, жертвуя собой. Своей любовью спасает Чудовище и помогает ему стать прекрасным принцем. В жизни – часто попадает в созависимые отношения, терпит грубость, невнимательность, агрессивность. Считает, что может все изменить только своей любовью. Выход – разделять свою и чужую ответственность, не заниматься попустительством и самообманом.
Это лишь некоторые примеры, каждый из них можно разбирать более подробно. При этом, если использовать сказкотерапию в работе с клиентами, очень важно оценивать их индивидуальное видение и смыслы.
Так, на сессии с клиенткой, у которой есть сложности в построении отношений, мы обратились к сказочным образам. Я спросила, какую сказку она любила в детстве и с кем из героинь она себя ассоциирует. Клиентка поделилась, что всегда любила сказку «Красавица и Чудовище». Задумавшись, она отметила, что ее история любви очень похожа на эту – она закрывает глаза на сомнительные качества и поведение партнера, старается видеть в нем самое лучшее, до последнего верит, что он изменится, если она приложит для этого усилия. Также клиентка отметила, что этот сценарий она наблюдала и в других своих отношениях.
Мы договорились, что клиентка перечитает сказку и расскажет о своих открытиях и эмоциях. На следующей сессии она предоставила перечень своих «вопросов» к сказке, поделилась своими размышлениями и чувствами:
Что за странный запрос на «самый лучший цветок»? Сама она знала, какой он, самый лучший? Как отец должен был это понять? Могла просто попросить нормальный подарок, конкретно сказать, что ей нужно! Проблем было бы меньше. Стыдно было лишнего попросить?
Отец сорвал цветок в чужом саду без спроса, поступил не честно. Почему за этот поступок должна отвечать нежная хрупкая девушка? Он сам не мог это решить? Там еще и братья были. Почему они сами не разобрались с ситуацией? Отец еще и взял сундук сокровищ при условии, что пришлет взамен кого-то из своих детей. Это несправедливо!
Почему Красавица решила, что она во всем виновата и что она должна теперь за это отвечать? Ехать в незнакомый замок в заключение к Чудовищу. Почему она не отстаивала свое право на счастливую жизнь?
Чудовище заперло ее в замке, а Красавица пыталась рассмотреть в нем что-то хорошее. Нашла в Чудовище доброту и благородство. Разве благородно держать взаперти человека? Из-за какого-то цветка? Закрыла глаза на все вместо того, чтобы бороться? Почему? Замок был красивый? Подарки щедрые? Она думала, что это все компенсирует?
Еще и скучала по Чудовищу, когда уехала от него к родным. А потом еще из-за жалости пообещала замуж за него выйти.
В процессе совместного обсуждения этих вопросов у клиентки поднялось еще больше эмоций, были сделаны дополнительные открытия. И здесь важно не литературное соответствие сюжету, а то, каким он видится клиенту в настоящий момент.
Я предложила клиентке изменить сказку таким образом, чтобы она теперь стала ей нравится. Мы действовали по принципу – возможно все. Что интересно - несколько вариантов получились совсем без участия Красавицы.
В первом отец купил ей на рынке пару кустов вьющихся роз, и Красавица была очень счастлива, ведь она любила ухаживать за цветами, и они долго цвели и радовали ее.
Во втором варианте отец добрался до розы, сорвал ее, спокойно приехал домой и подарил цветок дочке.
В третьем варианте отец все же встретил Чудовище, приехал домой с цветком, поговорил с сыновьями. Вместе они уехали, ни о чем не рассказывая Красавице и ее сестрам. Приехали домой через неделю с сундуками золота.
Мы поговорили о том, что хорошо бы и Красавице поучаствовать в собственной жизни, получить из ситуации свой опыт. Тогда клиентка описала такой вариант:
«Отец приехал домой с цветком, поделился историей про Чудовище и рассказал об их уговоре. Красавица сказала ему в ответ: «Отец, отправлять кого-то из семьи в обмен на цветок – это неправильно. Ты же сам нас учил, что семья — это надежная опора. Даже если поеду я – вы себе потом это не простите, и жить счастливо уже не будете. Давайте попробуем что-нибудь другое придумать». И они устроили семейный совет. Так как они все же были честными и отзывчивыми людьми, они решили не нападать на Чудовище и не убивать его. Они решили, что лучше по-другому искупить свою ошибку, ведь они все же без спроса испортили сад незнакомца. Герои подумали, что хоть золота и драгоценностей у них сейчас нет, наверняка найдется что-то более дорогое. Они решили, что у них есть крепкая семья, уважение соседей, они умеют дружить, они гостеприимны, трудолюбивы, справедливы, надежны, что они умеют радоваться жизни. Что этого всего нет у Чудовища. И они решили предложить ему свою дружбу. Предположили, что это будет гораздо более ценно, чем отдавать Чудовищу кого-то одного. Они взяли угощения и росток красивого цветка из своего сада - они был проще розы, но зато цвел весь год и обладал чудесным ароматом. Они пришли к Чудовищу с визитом, смело озвучили свое предложение, посадили новый цветок в саду, предложили свою дружбу. Сказали, что Чудовище может приезжать к ним в гости на праздники. Чудовище было растрогано, но скрыло это, потому что было Чудовищем. Оно зарычало на гостей, сказало, что ему довольно нового цветка, и чтобы они убирались прочь и больше не появлялись в его владениях.
Чудовище не хотело показывать, как нуждалось в таких друзьях и поддержке. Семья ушла домой. Красавица была очень счастлива, что все обошлось. Она была в приподнятом настроении и решила сходить на городское гуляние. Там она познакомилась с хорошим парнем, они стали дружить, им становилось все интереснее друг с другом, они влюбились и в итоге решили пожениться. А в сердце Чудовища начало прорастать доброе зерно. Оно увидело, как можно относиться к другим людям - с уважением, любовью, доверием. Постепенно Чудовище становилось все честнее, справедливее, сдержаннее. И образ Чудовища стал рассеиваться. Возможно даже, что Чудовище снова стало принцем. Но мы об этом уже не узнаем и знать не хотим, потому что у Красавицы уже совсем другая, радостная история, и нет дела до Чудовищ».
Таким образом, в процессе работы клиентка прожила свои негативные переживания, увидела то, что ей мешало, перестроила сказку под себя, завершила историю эмоционально и образно.
Мы бессознательно пытаемся найти того, кто похож на избранника из нашей любимой сказки. Если вы уже заметили, что претворяете в жизнь грустную сказочную историю, знакомую с детства, тогда изменить ее концовку вам будет под силу. Напишите свою уникальную сказку, вложив в нее все то, что вам хочется внести в свою жизнь, в образ себя и в отношения с другими.